"Табу снято - вопросы остались"
В большинстве стран патриотизм расценивают как важную гражданскую добродетель. А в послевоенной Германии эта тема долгое время считалась слишком деликатной для публичного обсуждения. Общественное сознание, отягощенное горьким историческим опытом ХХ в., уклонялось от выяснения проблем национальной гордости. Пробуждение патриотического самосознания немцев началось с объединения Германии. Уже в 1990-е гг. некоторые открыто заговорили о необходимости переосмыслить место и роль ФРГ в современном мире. Но реальный перелом в умонастроениях людей произошел в 2006 г. в связи с проходившим в ФРГ мировым футбольным чемпионатом.
Футбол как национальный вид спорта
Хотя родоначальники футбола - англичане, для немцев он стал средством национального единения и самоутверждения. В дни чемпионата мира германский триколор впервые после десятилетий стыдливого припрятывания стал открыто развеваться на домах и машинах, а болельщики стали подпевать государственный гимн. Не только на стадионах, но и перед телеэкранами на улицах и площадях, в кафе и пивных бурно реагировали на игру сборной ФРГ. Очередная победа возбуждала всеобщее ликование и отмечалась автокортежами с черно-красно-золотистыми флажками под аккомпанемент клаксонов, а поражение рождало уныние и слезы отчаяния. Недавний мировой чемпионат стал отчасти повторением этого ажиотажа. Общество по-разному реагирует на сей феномен. Одни видят в нем выражение патриотизма. Другие характеризуют его как форму массового психоза, усматривая в нем способ отвлечения населения от насущных проблем общества. Третьи считают футбольный патриотизм разновидность фанатизма, ведущего к национал-шовинизму и экстремизму. При этом ссылаются на случай в Ганновере, где пьяный саксонец застрелил в баре двух итальянцев в споре о преимуществах двух национальных сборных. Левые радикалы срывали и поджигали национальные символы, вывешенные в связи с чемпионатом мира. А ультраправые по тому же поводу устраивали оргии, славя подвиги немецкого спорта. В этом плюрализме позиций отразилась сложность и многоплановость проблемы. Несомненно, нет ничего предосудительного в преданности команде своей страны; она вполне совместима с уважением к соперникам, о чем свидетельствует лояльное отношение немецких фанатов к футболистам и болельщикам Сербии и Испании, победивших команду ФРГ. О том же говорит и признание немцами достоинств членов своей сборной - выходцев из других стран. Энтузиазм, вызванный ее успехами, проявился и среди живущих в ФРГ мигрантов, что служит показателем их интеграции. Вместе с тем эксцессы подтверждают опасность перерождения патриотизма в узколобый национализм. Отношение к спортивным результатам своей сборной - признак ментальности и общей культуры граждан страны. В целом немцы взвешенно восприняли третье место на очередном мундиале. А ведь на Олимпийских играх 1936 г. в Берлине всё было иначе.
«Германия - превыше всего!»
Эти слова из песни, сочиненной Г. фон Фаллерслебеном на мелодию Й. Гайдна в 1847 г., в период подъема национально-объединительного движения, выражали любовь к родине и ее народу. После провозглашения Германской империи официальным стал гимн Пруссии, славивший кайзера и величие единой нации. Немецкий патриотизм проникся великодержавным шовинизмом и милитаризмом, который и привел к краху империи. В Веймарской республике любимая народом песня легла в основу нового патриотического гимна. Гитлер, спекулируя на порожденных Версальским миром обидах немцев, сумел установить фашистскую диктатуру. Первая строфа гимна «Deutschland, Deutschland über alles, / Über alles in der Welt», исполнявшаяся вместе с партийной песней нацистов, трактовалась в духе ультранационализма, мании имперского величия. Любовь к своему народу и отечеству подменялась преданностью фюреру и арийской расе. По отношению же к другим народам культивировались высокомерие и ненависть, реализовавшиеся в захвате и разграблении чужих земель, порабощении и истреблении миллионов людей. Такого рода извращенный псевдопатриотизм английский мыслитель Сэмюэль Джонсон охарактеризовал как «последнее прибежище негодяев». После разгрома фашизма на немецкой земле образовалось два государства - каждое со своими атрибутами и разным отношением к родине. В ГДР ретиво насаждался казенный ура-патриотизм по образцу советского. В ФРГ после острых дискуссий в качестве гимна утвержден третий куплет песни, где ясно выражено стремление немцев к братскому единению, справедливости и свободе - залогу счастья и процветания отчизны. Первые два куплета, в которых упоминалась Германия в прежних границах от Мааса до Мемеля и воспевались «исконно немецкие ценности», нынче официально не исполняются.
Конституционный патриотизм
В послевоенной ФРГ на слово «патриот» долго реагировали настороженно, отождествляя его с «националистом» и даже с «фашистом». Не только извне, под воздействием проводившейся союзниками политики денацификации, демилитаризации и демократизации, но и вследствие длительной работы изнутри большинство немцев сумело освободиться от нацистских предубеждений. Но позорное наследие Третьего рейха, чувство стыда и вины за его чудовищные преступления мешали им полностью избавиться от комплекса национальной неполноценности. Постепенно отношение немцев к своему отечеству меняется. Происходит пробуждение национального самосознания на основе коллективной ответственности за настоящее и будущее Германии. По данным опроса, проведенного в 2009, более 60% граждан ФРГ гордятся своей страной. При этом всё меньше остается тех, кто кичится ее прошлыми военными победами. Напротив, растет трезвое, критическое отношение немцев к своей истории и к негативным сторонам современной общественно-политической жизни ФРГ. Не отождествляя родину с правящими партиями, они вместе с тем высоко оценивают ее государственное устройство. Историки и социологи назвали этот патриотизм конституционным, поскольку в нем выражается приверженность граждан моральным принципам и идеалам, воплощенным в Основном законе. Однако процесс становления нового германского патриотизма не следует упрощать. Националистические и ксенофобские установки всё еще сохраняются в сознании и поведении части немцев. Как показывают исследования, от 14 до 18% опрошенных согласны с требованием ультраправых: «Германия - только для немцев!» Примерно четверть респондентов отвергают мультикультурное общество, одобряя доминирование немецкой культуры. С другой стороны, левые радикалы оценивают патриотизм как анахронизм. А некоторые «зеленые» полагают, что глобализация предполагает отказ от провинциальной ностальгии по родным местам в пользу европейского единства и космополитизма. Дискуссии в Интернете по вопросу «Хорошо ли быть патриотом в Германии?» свидетельствуют о широком разбросе мнений. Одни придерживаются традиционного взгляда «Мне нравится здесь жить - это моя страна. Важно только не свихнуться в сторону национального тщеславия». Другие утверждают: «Факт моего рождения в Германии - не моя заслуга и не повод для гордости». Третьи размышляют о том, в чем должен проявляться истинный патриотизм: в покупке отечественных товаров? в добросовестной уплате налогов? в службе в бундесвере? в восхищении немецким футболом? Меняется и отношение немцев к факту объединения Германии. В 1970-х гг. 65% жителей ФРГ не верили в эту возможность, а 3 октября 2009 г. 77% «осси» и 69% «весси» праздновали День германского единства как важное для них историческое событие. Конечно, любовь к родине в Германии выражается иначе, чем в США или во Франции. Но и здесь всё чаще появляются национальные флаги, и не только в дни футбольных матчей.
|