|
Наш опрос |
|
|
Выключаете ли вы мобильник ночью?
Всего ответов: 12
|
|
|
Статистика |
|
|
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
|
|
|
|
Главная » 2010 » Март » 9 » Лоббизм - благо или зло?
Лоббизм - благо или зло? | 20:00:27 |
В советские времена нам внушали, что лоббизм - язва на теле загнивающего капитализма. Он проявляется в подкупе политиков, чиновников, судей платными агентами бизнеса. Парадокс истории: именно в России лоббизм сегодня процветает в наиболее коррумпированных формах. Иного россияне не знают, полагая, что таков он повсюду. Между тем в развитых странах Запада лоббизм давно стал политическим институтом, играющим важную роль в механизме демократии. Ведь современное гражданское общество плюралистично. Оно разделено на социальные слои, этнические и половозрастные группы, интересы которых по-разному отстаивают многочисленные добровольные организации (партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, другие объединения и движения). Каждая из этих заинтересованных групп стремится к диалогу с властями при помощи лиц, уполномоченных представлять ее в конфиденциальных контактах с политиками, а также в формах массовых кампаний и публичных акций. Поскольку государство не в состоянии одновременно и полно удовлетворить интересы всех, возникает проблема приоритета. Лоббисты проталкивают во властных структурах замыслы и планы определенной организованной группы. Характер и продуктивность их посреднической деятельности зависит от особенностей политико-правовой системы в данной стране.
Что такое «лобби»?
Это слово происходит от латинского labium - «вестибюль». В эпоху Ренессанса оно трансформировалось в lobby, что означало «портик обители», где прогуливались монахи. В XVII в. так называли место неформальных встреч парламентариев в Вестминстере. Специфический смысл этот термин приобрел во времена президента США У. Гранта, обсуждавшего свои дела с гражданами вне Белого дома. Под «лобби» стали понимать не место, а доверенных лиц бизнеса, контактировавших с политиками в кулуарах Конгресса. На основе Первой поправки к Конституции США, гарантирующей гражданам право обращаться с жалобами в официальные инстанции, в 1876 г. был принят закон, по которому каждый занимающийся лоббизмом обязан регистрироваться в Палате представителей. А в 1946 г. в стране был введен закон о регламентации деятельности лоббистов-профессионалов. В 1970-х гг. в связи с ростом злоупотреблений контроль над лобби и наказание за подкуп должностных лиц были ужесточены. С 1996 г. в США наряду с этическим кодексом для конгрессменов и госслужащих действует закон об условиях и нормах лоббистской активности и санкциях за отклонение от них. А недавно Барак Обама ограничил размеры подарков, вручаемых лоббистами политикам. В Великобритании специального закона о лобби нет. Его деятельность регулируется общим законодательством, гарантируя каждому право отстаивать свои интересы в парламенте или министерстве лично или посредством объединения с другими гражданами. Британцы убеждены, что контролировать нужно не лоббистов, а лоббируемых, для чего необходимы свободная конкуренция, общественный надзор и гласность, обеспечивающие прозрачность в этой сфере. Напротив, во Франции лоббизм долго оставался вне закона, хотя лоббисты и действовали закулисно. Считалось, что лоббирование в парламенте недопустимо, поскольку он защищает интересы всей нации. Но в стране началось движение за легализацию лобби, и уже в 1958 г. был создан Социально-экономический совет для экспертных оценок законопроектов, своего рода «лоббистский парламент», а с 1991 г. действует Ассоциация советов по лоббизму. Хотя в ЕС лоббизм также не регламентирован, с парламентариями в Страсбурге работает около 5000 зарегистрированных лоббистов, а в Брюсселе представлены 15 тыс. лоббистских групп. И каждая из них с помощью своих «толкачей»-профессионалов (юристов, экономистов, журналистов, бывших политиков и чиновников) добивается от ЕС принятия решений в свою пользу.
Лоббисты в Германии
Социологи полагают, что в ФРГ наряду с тремя главными ветвями власти - законодательной, исполнительной, судебной - вслед за четвертой - СМИ - всё больше сил набирает лоббизм (см. также стр. 1 и 17). Его востребованность растет в связи с назревшей потребностью в реформах. Нужны новые законы, успешная подготовка которых невозможна без компетентных лоббистов. Их численность и профессионализм неуклонно возрастают: только в Берлине имеется 5000 лоббистских агентств. Столичный бульвар Унтер-ден-Линден, вокруг которого сконцентрированы их многочисленные офисы, порой называют Unter den Lobbyisten. Лоббисты организуют публичные и кулуарные встречи, дискуссии и семинары, фуршеты и банкеты, пикники и турпоездки для тех, от кого зависит принятие решений, выгодных их боссам. В Германии лоббизм - легальный вид деятельности, но специального закона о нем нет. Его основы закреплены в ст. 17 Конституции ФРГ: «Каждый вправе самостоятельно или совместно с другими письменно обращаться с просьбами или жалобами в соответствующие органы и парламент». Лоббизм регулируется рядом подзаконных актов: Положением о федеральных министерствах, разрешающим для составления законопроектов привлекать экспертов, оплачиваемых негосударственными организациями; Регламентом работы Бундестага, допускающим участие лоббистов в его работе; Кодексом поведения депутатов Бундестага, который дает им право сотрудничать с лобби в комитетах парламента с последующим отчетом; Положением о добровольной регистрации объединений и их представительств в Бундестаге (в соответствующий реестр внесено более 2000 организаций. Представители крупных концернов и банков законно участвуют в работе Бундестага и министерств, продвигая или блокируя различные законы и решения правительства. За последние годы в стране не было ни одного важного законопроекта, разработка и обсуждение которого обошлись бы без участия лоббистов. Как правило, они располагают более полной и достоверной информацией, чем политики, достаточными средствами, большим опытом и широкими связями. Они вездесущи, энергичны и настойчивы в решении поставленных перед ними задач. Вместе с тем зачастую они не брезгуют сомнительными средствами достижения своих целей (подкуп, кумовство, шантаж, дезинформация и т. п.). Лоббистов нередко именуют Strippenziehre - манипуляторами, скрыто управляющими марионетками - депутатами и чиновниками. Писатель Гюнтер Грасс (Günter Grass) утверждает, что из-за лоббистов население теряет доверие к парламентской демократии, а кинорежиссер Андреас Гайгер (Andreas Geiger) заклеймил их как «адвокатов дьявола». При этом вспоминают, что в картотеке медиамагната Морица Хунцингера (Moritz Hunzinger) было 60 тыс. имен бизнесменов, политиков, журналистов. Жертвами его афер оказались Рудольф Шарпинг (Rudolf Scharping), Вольфганг Клемент (Wolfgang Clement), Йошка Фишер (Joschka Fischer), Чем Ёздемир (Cem Özdemir) и др. Впрочем, после ухода из политики Фишер сам стал успешным лоббистом. Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder) в бытность свою канцлером охотно вступал в контакты с предпринимателями и их советниками, а сегодня сам отстаивает интересы нефтяной компании TNK-BP и консорциума «Северный поток». Ангела Меркель (Angela Merkel) пытается соблюдать дистанцию между властью и бизнесом, но это ей не всегда удается, о чем свидетельствует избирательная финансовая помощь государства германским банкам и отдельным фирмам. Свежий пример: в начале ноября в фешенебельном берлинском ресторане руководство отраслевого объединения Dehoga вместе с депутатами от «черно-желтой» коалиции отметило банкетом намерение правительства снизить до 7% НДС для отелей. А на днях стало известно о миллионных пожертвованиях, полученных СвДП и ХСС от одной из крупнейших гостиничных сетей ФРГ.
Как бороться с лоббизмом?
А надо ли бороться и с чем именно? Такими вопросами задаются трезво мыслящие граждане. По данным опроса, проведенного журналом Focus, респонденты разделились на отвергающих лоббизм (71%) и усматривающих в нем пользу (22%). С первыми ясно - они осуждают лобби за отход от принципов демократии и справедливости: получение выгод для меньшинства в ущерб интересам большинства; ведение дел в тайне от общественности при отсутствии эффективного контроля; применение криминальных средств давления на правительство, парламент, прессу. Другие, признавая, что лоббистская деятельность далека от совершенства, подчеркивают ее очевидную пользу для общества. Так, проф. Томас фон Винтер (Thomas von Winter) считает, что лоббизм нельзя изображать лишь черно-белыми красками. Ведь он прагматично посредничает между властью и негосударственными структурами, используя свою высокую осведомленность в делах и тем восполняя дефицит знаний у бюрократии, облегчая политикам принятие оптимальных решений на основе анализа его аргументов и оценки рекомендаций. Не имея депутатских мандатов, лоббисты тем не менее играют важную роль в разработке и повышении качества законов. Отстаивая в верхах позиции разных групп, составляющих меньшинство в обществе, лоббисты способствуют снятию противоречий между ними и государством, тем самым содействуя стабилизации и ускорению развития общества. Но для повышения коэффициента полезного действия лоббизма нужно решительно отсекать его негативные стороны, четко ограничив его компетенцию и установив правила игры. На одном из приемов Ангела Меркель произнесла тост: «За дальнейшее сотрудничество с лобби и за продолжение борьбы против чрезмерного лоббирования!» Однако пока что у Бундестага и правительства нет продуманной стратегии и тактики по данной проблеме. В 2005 г. в Кельне была создана организация LobbyControl, регулярно публикующая информацию о злоупотреблениях лоббистов в ФРГ. Проанализировав избирательные программы партий, ее эксперты установили: блок ХДС/ХСС не видит необходимости ограничения активности лоббистов и повышения ее прозрачности; СДПГ предлагает ввести лишь обязательную регистрацию лоббистских организаций и их представителей; СвДП выступает против требования прозрачности побочных доходов депутатов и чиновников; «зеленые» в дополнение к регистрации лоббистов и обязательной отчетности депутатов и чиновников о побочных доходах предлагают запретить отставным политикам в первые три года заниматься лоббистской деятельностью в интересах частных фирм; Левая партия требует полностью исключить лоббизм из парламента и министерств. При таком разнобое позиций Бундестаг в ближайшее время вряд ли сможет радикально реорганизовать систему лоббизма в Германии.
|
Просмотров: 1443 |
Добавил: Saturn
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|