Хаос на столичном транспорте будет иметь для концерна Deutsche Bahn неприятные последствия Лето в Берлине - традиционная пора наплыва туристов и проведения многочисленных мероприятий. Однако в этом году как туристам, так и жителям столицы Германии не позавидуешь: в последние дни существенная часть столичного транспорта - городские электрички - погрузились в хаос. Они и до этого вот уже несколько недель ходили из рук вон плохо, но с 20 июля в распоряжении Berliner S-Bahn осталась лишь четверть подвижного состава - 160 из 630 имеющихся вагонных пар. Федеральное железнодорожное ведомство еще более ужесточило требования к безопасности подвижного состава городской электрички, выдвинутые после аварии, произошедшей 1 мая на берлинском вокзале Карлсхорст. Уже после первого предписания возникли перебои в движении, связанные в первую очередь с нехваткой у Berliner S-Bahn мощностей и персонала для проведения технического контроля - они пали жертвой «рационализации» и экономии, связанной с необходимостью платить высокую «дань» готовящемуся к приватизации концерну Deutsche Bahn, который является собственником Berliner S-Bahn. Теперь же, когда берлинским транспортникам предписано не только сократить интервал техосмотра колесных пар, но и значительно чаще менять колеса, руководству Berliner S-Bahn пришлось пойти на чрезвычайные меры и ввести в действие «кризисное» расписание - пока до 10 августа. Приоритет в нем отдается движению по кольцу (кольцевая линия остается единственной, где сохраняется 10-минутный интервал движения поездов) и по отходящим от него внешним «веткам». Соответственно, движение по линиям, проходящим внутри кольца, будет сокращено, а в направлении запад - восток прекращено вовсе. Между вокзалами Zoologischer Garten и Ostbahnhof теперь курсирует лишь региональный экспресс Potsdam - Ostbahnhof, интервал движения которого сокращен до 6-7 минут. Остановлено также сообщение на участках Westkreuz - Nikolassee, Spandau - Olympia Stadion, Mühlenbeck-Mönchsmühle - Blankenburg, Springpfuhl - Wartenberg и Strausberg - Strausberg Nord. На станциях S-Bahn пассажирам рекомендуют воспользоваться метро, автобусами или трамваями. В направлении север - юг работают лишь линии S1 и S2 (с 20-минутным интервалом). Дополнительно к этому планируется оперативно позаимствовать в других федеральных землях поезда, которые с 25-минутным интервалом будут ходить между станциями Gesundbrunnen и Südkreuz с остановками на Центральном вокзале и Потсдамер-плац. Не ходит городская электричка и в аэропорт Шёнефельд. Теперь его связывают с городом лишь региональный экспресс и автобусные маршруты. Движение на линиях S45 и S85 остановлено полностью.
Движение S-Bahn в Берлине нормализуется не раньше декабря. Столичные власти грозят железнодорожникам финансовыми санкциями и расторжением договора. Между тем Deutsche Bahn и так вынужден расстаться со многими региональными линиями в окрестностях Берлина.
Войдя в положение коллег, руководство столичного транспортного предприятия BVG пообещало им всяческую помощь. Отменен запланированный на ближайшие дни переход BVG на летний - сокращенный - график движения. Дана команда вывести на линии весь резерв автобусов и трамваев.
«У сотрудников Berliner S-Bahn при виде того, во что превратили предприятие, сердце кровью обливается, - признается председатель совета трудового коллектива Хайнер Вегнер (Heiner Wegner). - Если концерн Deutsche Bahn не изменит свою политику, то ситуация может стать настолько драматической, что этого не представить себе и в страшном сне».
Страшный сон, между тем, начинает всё более превращаться в явь. На днях берлинский сенатор по вопросам городского развития Ингеборг Юнге-Райер (Ingeborg Junge-Reyer) сообщила о том, что Сенат намерен удержать половину очередного платежа транспортникам - речь идет примерно о 10 млн. €. Представители ХДС в столичном парламенте потребовали, чтобы Berliner S-Bahn в качестве компенсации разрешил пассажирам, имевшим проездные билеты на июль и август, два дополнительных месяца ездить бесплатно (сами транспортники пока согласны на один месяц). Кроме того, сенатор в очередной раз напомнила руководству Deutsche Bahn и его дочернего предприятия Berliner S-Bahn о том, что продление действия договора на транспортное обслуживание города под угрозой.
Подобное заявление больно бьет по репутации Deutsche Bahn именно сейчас, когда недавний монополист вынужден уступить права на эксплуатацию части крупной региональной сети в Берлине и Бранденбурге своему конкуренту - Восточногерманской железнодорожной компании (ODEG) из Гамбурга. По результатам завершившегося недавно тендера под ее управление перейдет примерно треть пригородных пассажирских перевозок в регионе, в том числе линия Stendal - Berlin - Cottbus. Правда, в эксплуатации Deutsche Bahn останется весьма доходная региональная линия Magdeburg - Potsdam - Berlin - Frankfurt (Oder) - Eisenhüttenstadt, а также линия, связывающая главные вокзалы столицы с новым международным аэропортом BBI. В ближайшие месяцы состоятся еще три подобных тендера, включающие в себя такие линии, как, например, Dresden - Hoyerswerda, Dresden - Cottbus, Dresden - Elsterwerda, Berlin - Neuruppin - Wittenberge, Hennigsdorf - Kremmen, Neustadt - Pritzwalk, Elsterwerda - Berlin - Schwedt - Stralsund и Falkenberg - Wittenberg - Berlin - Rostock - Stralsund. Вполне вероятно, что, в свете последних событий, их исход также будет не в пользу Deutsche Bahn.
Однако самым болезненным для железнодорожного начальства может стать удар политиков. По словам правящего бургомистра Берлина и председателя земельной организации СДПГ Клауса Воверайта (Klaus Wowereit), нынешний транспортный хаос в столице окончательно убедил социал-демократов в недопустимости приватизации государственного железнодорожного концерна. «Для нас это решенный вопрос», - заявил Воверайт.